Планируемые темы занятий

Из анализа дискуссий на форуме www.dwg.ru, вопросов от сотрудников РО ЦНИИПСК и оценки расчётных материалов, представленных на экспертизу, предварительно намечены  следующие укрупнённые разделы и темы в них.

  1. Элементы строительной механики

     * 1.01. Анализ неизменяемости стержневых стержней

     * 1.02. Определение перемещений узлов стерневых систем

     * 1.03. Расчёт статически определимых стержневых систем

     * 1.04. Расчёт статически неопределимых стержневых систем

     * 1.05. Расчётные длины элементов стержневых систем

     *  1.06. Кручение балочных систем

     * 1.07. Учёт кручения для криволинейных балок и опорных колец

 

  1. Элементы сопротивления материалов

      * 2.01. Геометрические характеристики сечений  

      * 2.02. Определение напряжений при различных видах НДС  

   

  1. Нагрузки и воздействия

      * 3.01. Сбор стандартные нагрузки на конструкции зданий и сооружений

      * 3.02. Определение специальных и аварийных  нагрузок на конструкции

 

  1. Расчёт металлических конструкций

      * 4.01. Проверка сечений стержневых элементов с разным типом НДС по нормам 

      * 4.02. Расчёт соединений металлоконструкций

      * 4.03. Расчёт профилированного и плоского настила

      * 4.04. Расчёт прогонов покрытий

      * 4.05. Расчёт  ферм покрытия. Общий курс (уголковые и замкнутые сечения)

      * 4.06. Расчёт  ферм покрытия. Спецкурс (сечения из круглых труб и двутавров)

      * 4.07. Расчёт балок покрытий и перекрытий

      * 4.08. Расчёт подкрановых балок

      * 4.09. Расчёт подкраново-подстропильных ферм

      * 4.10. Расчёт путей подвесного транспорта

      * 4.11. Расчёт одноэтажных каркасных зданий

      * 4.12. Расчёт многоэтажных каркасных зданий

      * 4.13. Расчёт большепролётных рам

      * 4.14. Расчёт арочных конструкций

      * 4.15. Расчёт структурных конструкций

      * 4,16. Расчёт купольных конструкций

      * 4.17. Расчёт отдельно стоящих дымовых труб

      * 4.18. Расчёт вытяжных башен

      * 4.19. Расчёт антенных сооружений

      * 4.20. Расчёт опор линий электропередач

      * 4.21. Расчёт конвейерных галерей

      * 4.22. Расчёт бункеров

      * 4.23. Расчёт силосов

      * 4.24. Расчёт резервуаров со стационарной кровлей

      * 4.25. Расчёт опорных колец с учётом бимоментов

      * 4.26. Расчёт прямоугольных баков

      * 4.27. Расчет площадок с вибрирующим оборудованием

      * 4.28. Расчёт узлов (сварные шарнирные и жесткие узлы, базы колонн, фланцы)

      * 4.29. Составление заданий на фундаменты

Нумерация тем не означает чёткий порядок их рассмотрения. Исходя из  востребованности,  они могут быть рассмотрены в произвольном порядке или вообще идти параллельно.

Рассмотрим каждый раздел чуть подробнее.

1. Элементы строительной механики.

В данную часть объединены методы определения геометрической неизменяемости стержневых систем, способы определения перемещений и внутренних усилий в элементах, рассматриваемые в вузовских курсах обычно на предметах «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Строительная механика» и в некоторой (весьма ограниченной) мере «Теория упругости».

Основное внимание уделено приближенным инженерным методам, используемым обычно для оценки результатов расчёта по компьютерным программам. Сведения о   точных методах приведены в основном справочно, за исключением случаев, когда их применение практически целесообразно. В рассматриваемом курсе приведены также рекомендации о рациональных методах решении вопросов в компьютерных программах без привязки к какой-либо конкретной из них. Теоретический материал снабжён подробно разобранными примерами расчёта и предлагаемыми заданиями для самостоятельного выполнения.

2. Элементы сопротивления материалов

В целях устранения дублирования в предлагаемом курсе основ сопромата рассмотрены исключительно методы определения напряжений при различных видах напряжённо-деформированного состояния, в том числе и при стеснённом кручении.

3. Сбор нагрузок на конструкции зданий и сооружений

Данная тема обычно проходится в учебном процессе наспех, если вообще проходится. Раздел призван конкретизировать, разъяснить и показать, как конкретно собираются и прикладываются нагрузки для различных видов зданий и сооружений. Планируется осветить нюансы, которые чаще всего упускаются проектировщиками.

4. Расчёт металлических конструкций.

В этом разделе планируется рассмотреть всё вопросы (в том числе и те, которые большинство авторов стараются тщательно обходить), касающиеся той или иной темы. Это, конечно, основной раздел курсов, ради которого они, собственно, и задумываются. Список темы не окончателен – он может меняться в соответствии с текущим  спросом.

Все укрупнённые разделы, кроме последнего, являются в некотором роде «общеобразовательными» для расчётчиков и могут быть вполне проигнорированы. При этом следует иметь в виду, что  в разделах расчётов непосредственно конструкций все изложенные в частях 1 – 3 выводы и положения будут просто применяться без подробных пояснений. Для всех разделов курсов будет приводиться справочная информация, поиск части которой может представлять определенные проблемы.  

Узнать подробную программу по каждой теме, срок начала и окончания и её стоимость, а так же записаться на курс можно в разделах «Курсы - Доступные  курсы», "Курсы - График курсов". Проголосовать за первоочередное освещение той или иной темы можно в разделе «Курсы - Выбор актуальных тем».

 

Порядок проведения занятий

По мере набора групп, открывается та или иная тема, при этом она отображается в разделе «Текущие темы».  Раздела имеет структуру форума: тут располагается лекционный материал и можно писать сообщения-вопросы. Основной текст, при наличии достаточного объема, пополняется раз в неделю (вечером в четверг). После того, как весь текст выложен, дается ещё одна неделя на выполнение/завершение задания и формирования вопросов. По истечении недели тема закрывается (что означает отсутствие добавлений в основной текст), но вопросы по ней принимаются еще в течении  срока, равного периоду от начала темы до её закрытия. После указанного периода вопросы от обучающихся не принимаются и тема для них становится недоступной. Если вопросы всё-же возникнут, то ответ на них придется получать уже на коммерческой основе в разделе «Консультации». Подробнее о порядке записи, оплате, сроках зарегистрированные пользователи могут прочесть в разделе «Курсы».

Форма проведения занятий

В качестве формы проведения занятий выбрано заочное обучение на данной интернет-площадке с дозированной выдачей письменной информации по соответствующей теме. Это позволит курсантам без излишней спешки вникать в рассматриваемый материал и задавать вопросы по теме в течение всего периода обучения.
Планируемые курсы предполагают самостоятельное решение ряда заданий по изучаемой теме с целью закрепления и углубления знаний.  Ведь именно при самостоятельной работе и возникает большинство практических вопросов, на которые можно оперативно получить  ответы.
После завершения темы все курсанты получают финальный электронный вариант лекций, возможно откорректированный в процессе освещения,  в связи с поступившими вопросами. Материал будет представляться в форматах PDF и Word. Последний позволит курсантам составить свой индивидуальный конспект, с внесением своих комментариев, пояснений, добавлений и, возможно, в результате создать свой личный “талмуд” расчетчика.
Исходя из выше сказанного, эту форму обучения было бы правильнее назвать не курсами, а «самообразованием под руководством наставника».

Уровень подготовки абитуриентов

В любом деле, чтобы получить профессиональные знания, на первом месте стоит желание научиться, но, к сожалению, этого зачастую мало.  
Поскольку курсы рассчитаны на профессиональных инженеров, необходим определенный уровень первичной подготовки. После некоторых сомнений, данный уровень был определен как средний уровень инженеров, закончивших ВУЗ по технической, предпочтительно строительной, специальности, отработавших в реальном строительном проектировании некоторое время и почувствовавших некий дефицит практических знаний и умений. Твердые базовые знания необходимо иметь по  сопромату, строительной  механике,  металлическим конструкциям и высшей математике. Прекрасно, если эти предметы нравились во время учёбы и просто отлично, если у вас   математический склад мышления.
Ещё одним немаловажным фактором является умение работать с технической литературой, а также готовность к самообразованию и, как следствие, к некоторым потерям личного времени.
Разумеется, проверять Вашу квалификацию никто не собирается, но если после прочтения материала Вы ничего не поймете – проблема, скорее всего, Ваша – весь базовый учебный курс здесь повторяться не будет, так как целью курсов является отнюдь не повторение ВУЗовских программ, а расширение индивидуальных знаний и их практическое применение.

На кого рассчитаны эти курсы

Если в двух словах, то на инженеров, желающих научиться не просто нажимать кнопки, а делать это совершенно осознано и, главное, умеющих оценить полученный результат. Не стоит записываться на эти курсы и лицам, моделирующим всё и вся с помощью пластинчато-оболочечных элементов и заявляющих при различии результатов с нормами об «отстое» последних. Речь здесь будет идти именно о нормативной инженерной методике расчётов.
Если немного подробнее, то материалы, которые планируется представить здесь, предназначены в основном для инженеров, собирающихся специализироваться на расчётной работе при проектировании металлоконструкций. То, что только металлоконструкций, конечно, не совсем верно, но специфика работы автора не позволяет ему рассматривать темы, связанные с другими строительными материалами, о чем, собственно, уже было сказано выше.  А вот что  расчётная специализация (пусть и не в полном объёме) принципиально нужна, есть полная уверенность, основывающаяся на всём опыте работы автора в этой области, общения с проектировщиками из самых разных проектных фирм, вынужденных заказывать серьёзные расчёты  «на стороне», а также на разборе расчётных материалов в качестве приглашенного эксперта.
Инженеры-конструкторы, которые планируют выполнять  расчёты от случая к случаю, тоже, конечно, получат  полезные сведения, но значительная часть материала может быть для них избыточной. Кроме того, специфические знания по механике, сопромату, математике достаточно быстро забываются, если ими регулярно не пользоваться. С конструкциями проще – если что забыл, открыл серию, справочник или учебник, увидел «картинку» и сразу вспомнил что да как. Быстро можно вспомнить и порядок расчёта сечений по готовым формулам из норм. А вот с указанными выше предметами так не получится, придётся разбираться «по-новой».